Защита прав и законных интересов несовершеннолетних

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ.

(По Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22«О признании детей находящихся в социально опасном положении«)

            Всем известно, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. Ни одно  дошкольное учреждение, ни одна школа не смогут самостоятельно, без помощи родителей сформировать гармоничного и всесторонне развитого ребенка. Если в семье все благополучно, то и ребенок будет развиваться хорошо, но в то же время, если в семье есть «подводные камни» это не может не сказаться на малыше.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране очень широко распространено явление как социальное сиротство. Это когда юридически родители у ребенка есть, но фактически они не выполняют своих родительских функций.

На первой стадии семейного неблагополучия дети признаются находящимися в социально опасном положении. К ним относятся несовершеннолетние, которые:

 1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей) 

Показатели социально опасного положения

1.родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, не- работоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения  либо преступления.

Показатели социально опасного положения

2 .в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности.

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)         

Показатели социально опасного положения

3. в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

Республиканский центр психологической помощи

 

КООРДИНАТЫ:

Г. Минск

Ул. Чюрлениса,3

(1 этаж общежития № 8 БГПУ)

Е-mail:rcpp@bspu.by

Телефон:+375173001006

 Оказание психологической помощи несовершеннолетним,

их законным представителям, педагогическим работникам

системы образования в посткризисных ситуациях.

 


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

 Статья 9 гласит: «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психологического насилия, жестокого, грубого и оскорбительного обращения, сексуальных извращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих средств, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников».

Статья 17 гласит: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей (на основании Декрета Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь (вплоть до лишения свободы).

   В конце 20 века (1989 году) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая юридически и морально закрепила права детей в мире во всевозможных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм насилия, грубого обращения или эксплуатации.

 КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

… Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

      Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

 КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 66. Защита прав и законных интересов детей

     При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

     Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

 Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

    Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

    Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

 Статья 80. Лишение родительских прав

    Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

    Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

    При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

    При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

     О принятом решении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

 Статья 100. Обязанности детей в отношении родителей

     Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

Консультация для родителей

«ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ»

   Домашнее насилие происходит за закрытыми дверями, но оно, несомненно, является проблемой всего общества. Насилие в семье — наиболее распространенная форма насилия в отношении женщин. Согласно исследованиям, проведенным в ряде стран Всемирной организацией здравоохранения, до 70% женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию со стороны своего интимного партнера или мужа. Многие женщины совершают грубую ошибку, когда после первого или второго семейного скандала, завершившегося рукоприкладством со стороны мужа-агрессора, не придают этому особого значения и не обращаются за помощью к специалистам. Помните: в 95% случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

  Семья  – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако, вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи, в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии.

   Именно поэтому проблема бытовой преступности достаточно актуальна не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества, о чем свидетельствует ее неоднократное рассмотрение на сессиях Организации Объединенных Наций и Совета Европы. Уголовно-наказуемые деяния, совершаемые в ходе ссор между членами семьи, порой по своей жестокости и тяжести последствий многократно превосходят заранее планируемые и хорошо подготовленные преступления. Каждый четвертый гражданин из числа лиц, погибших в результате убийств, лишен жизни своими близкими.

   Необходимо отметить, что проблема трудовой и бытовой зависимости одних членов семьи от других существует и на сегодняшний день. К примеру, в большинстве случаев женщина переносит все проявления агрессии со стороны мужа осознавая, что он содержит ее и детей. Все чаще жертвами своих родственников становятся пенсионеры, которые в силу пожилого возраста не могут оказать сопротивление либо вынуждены находиться в зависимом положении. Ежемесячно в территориальные органы внутренних дел поступает порядка 30 тысяч сообщений о семейно-бытовых конфликтах. Однако, по-прежнему, нередки случаи, о которых правоохранительные органы узнают от третьих лиц, так как в силу различных причин пострадавшие воздерживаются от обращения за помощью.

   Во многих семьях, имеющих имидж добропорядочных, нередко совершается тихое насилие. Выявление таких фактов зачастую осложняется тем, что тот, кто ощущает такое насилие, боясь испортить репутацию семьи и разрушить видимость мнимого благополучия, не решается обратиться за помощью не только в государственные органы, но и к своим знакомым, родственникам и близким. Однако, человеческое терпение не бесконечно, и, порой, спокойная, милая женщина, уставшая от мужа — тирана, или ребенок, над которым постоянно издеваются родители, становятся убийцами. Принимая во внимание латентность бытовых преступлений, сотрудники милиции уделяют жертвам семейного насилия особое внимание.

В решении проблем насилия в семье вам помогут:

*Правоохранительные органы» Если вы подвергаетесь семейной жестокости, обратитесь в правоохранительные органы по телефонам: 102

*Территориальные центры социального обслуживания населения.
В штате большинства центров имеются психологи, специалисты по социальной работе, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации.

*Медицинские учреждения. Если вы пострадали от физического насилия, обратитесь за медицинской помощью, зафиксируйте побои. В дальнейшем заключение врача поможет наказать преступника.

Кроме того, позвонив по телефону горячей линии 8-801-100-8801 (с 8.00 до 20.00), вы можете получить юридическую консультацию (с 8.00 до 13.00) и психологическую помощь (с 13.00 до 20.00). Звонок по Республике Беларусь со стационарного телефона бесплатный и анонимный.

Безнаказанность – наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие. Помните: в 95% случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.                            

О фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей можно сообщить по круглосуточной прямой телефонной линии Министерства внутренних дел по приему сообщений

8017-372-73-87

Памятка родителям о недопущении жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье

Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие

во многом зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше.

Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определённых условий, которые способствуют оптимальному развитию ребёнка в современном обществе. Именно в семье происходят становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми.

Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов.

В целом современные детско-родительские отношения отличаются сложностью. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка, его благополучию.

Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, ОСТАНОВИТЕСЬ!

Вы обязаны знать, что физические наказания:

1.Преподают ребенку урок насилия.
2.Нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок — что он любим.
3. Содержат ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
4. Учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.
5.Вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.
6.Разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок из этого выносит ребенок?

1.Ребенок не заслуживает уважения.

2.Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно учит ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
3.Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать.
4.Насилие — это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
5.Отрицание чувств — нормальное здоровое явление.
6.От взрослых нет защиты.

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей

1.Насмешками над слабыми и беззащитными.

2.Драками.
3.Унижением девочек, символизирующих мать.
4.Плохим отношением к воспитателю.
5.Выбором видео и игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева

СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛИЯ

1.ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

2.ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗАЩИТНИК СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ТО КТО ЖЕ ВЫ? Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.

3.ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

4.НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу.

Они хотят слышать

» Я горжусь тобой!»

5.Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.
ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕШЕНИЕМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОМОЩЬЮ.

ЭТО ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ, НО ОНО ОТРАЖАЕТ ВАШУ ЗРЕЛОСТЬ.

ЭТО ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАСИЛИЕ. ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА.

 Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности
несовершеннолетних / сост. : И. В. Ботяновская, Н. И. Кашкан ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития
образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 32 с.
Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности
несовершеннолетних / сост. : И. В. Ботяновская, Н. И. Кашкан ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития
образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 32 с. 1
Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних1
И. В. Ботяновская, Н. И. Кашкан

Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних – сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, педагогов-психологов, правоохранительных органов и родителей.
К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся: изнасилование насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждение к действиям сексуального характера, использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией и др.
Признаки сексуального насилия над несовершеннолетними
Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:
– оральные: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо переедание (булимия);
– анальные: разрывы и выпадения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, запоры;
– вагинальные: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются: гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального отверстия; кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия; повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота; боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; недержание мочи; рвота; потеря сознания; болезни, передающиеся половым путем; ранняя неожиданная беременность.
Признаками сексуального насилия являются: порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов.
Последствия сексуального насилия над несовершеннолетними
Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, препятствующим реализации личности в будущем.
Необходимо учитывать, что ребенок может не осознавать факта насилия в силу возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.
Изменения в проявлении сексуальности ребенка:
– не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных отношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);
– сексуальные действия, направленные на самих себя (аутосексуальные действия): демонстрация интимных частей тела; мастурбация;
– необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам: чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания; имитация полового акта; соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу; сексуальные действия с другими детьми;
– необычная сексуальная активность по отношению ко взрослым: трение половыми органами о тело взрослого; завлекающее поведение по отношению ко взрослым.
Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
– постоянное возбуждение, истерические симптомы: стремление куда-то бежать, прятаться; нервные срывы, истерики;
– депрессивные симптомы: заторможенность, замкнутость, изоляция, уход в себя, подавленность; задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие; переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;
– проявление агрессивности и враждебности по отношению к другим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее;
– самоагрессия: причинение травм и увечий самому себе; курение, употребление алкоголя, наркотиков; побеги из дома, прогулы школы; проституция; попытки совершить суицид или желание это сделать;
– возникшие трудности в общении с ровесниками: нежелание принимать участие в подвижных играх; отказ от общения с прежними друзьями, отсутствие друзей своего возраста; отчуждение от братьев и сестер;
– поведенческие изменения: возврат к детскому поведению или, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
– изменения в отношении к собственной внешности: утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой или, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»);
– крайняя настороженность, подозрительность;
– амбивалентные чувства ребенка ко взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться…»);
– рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку…»).
Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:
– рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку…»).
– виктимность (жертвенность) ребенка: неспособность защитить себя, несопротивление насилию, смирение; навязчивая зависимость; чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
– неожиданные, резкие перемены к: конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»), месту («Я не могу ездить в лифте»), любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);
– изменение отношения к школе и учебной деятельности: резкое изменение в успеваемости; пропуски отдельных уроков, прогулы школы;
Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности
несовершеннолетних / сост. : И. В. Ботяновская, Н. И. Кашкан ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития
образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 32 с.
Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности
несовершеннолетних / сост. : И. В. Ботяновская, Н. И. Кашкан ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития
образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 32 с. 3
– изменение отношения к семье вплоть до ухода из дома.
Изменения самосознания ребенка:
– снижение самооценки: обесценивание себя, недовольство собой, презрение, жажда победы и самоутверждения любой ценой;
– вина, стыд, чувство собственной испорченности: восприятие ребенком себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного.
Появление невротических и психосоматических симптомов:
– снижение самооценки: обесценивание собственной личности, недовольство собой, презрение, жажда самоутверждения любой ценой;
– навязчивые страхи, тревога: боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком; боязнь раздеться (например, нежелание заниматься физкультурой, отказ снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
– сопротивление тактильным контактам: нежелание, чтобы целовали, обнимали, нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;
– боли (головная боль, боли в области живота и сердца);
– нарушения сна (страх перед сном, ночные кошмары, бессонница);
– боязнь телесных повреждений;
– резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или же ожирение;
– тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).
3 задачи взрослого в случае раскрытия сексуального насилия над ребенком:
1. Помочь ребенку, оказать ему поддержку.
2. Сообщить в соответствующие органы и учреждения.
3. Предупредить повторение насилия, для чего создать теплую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью и доверительностью отношений.
Рекомендации педагогам:
Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии
Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом жестоком обращении, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.
Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая вам о случившемся, ему будет проще это пережить. Дайте понять, что вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что рассказал мне»).
Поощряйте ребенка рассказать, что случилось. Дайте ему выговориться.
Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя не комфортно.
Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться эмоционально. Помните, что нужно терпение, так как убедить ребенка поверить может оказаться нелегко.
Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.
Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.
Заверьте ребенка, что сначала согласуете с ним свои действия и всегда будете его поддерживать. Не обещайте, что не расскажите об услышанном.
Скажите ребенку, что вы хотите ему помочь, но не торопитесь придумывать решения (желание как можно быстрее помочь и все устроить – часто встречающееся заблуждение при разговорах с жертвами насилия).
Будьте честны. Объясните ему, что конкретно вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, социальному педагогу или милиционеру) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(-а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо»).
Обговорите с ребенком разные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми и (может быть) попросить у них помощи.
Обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой, медицинской.
Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже если нет видимых повреждений.
Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечнососудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать.
Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном). Терпеливо отвечайте на вопросы, рассеивайте тревоги ребенка.
После окончания разговора сделайте подробную запись.
Если насильник – в семье (отец, отчим, брат), то необходимо изъятие ребенка из семьи.
Чего не стоит делать
Не старайтесь преуменьшить значение того, что случилось. Всякое сексуальное насилие имеет последствия, даже если это случилось лишь однажды или никогда не заходило дальше «баловства».
Не предполагайте, что жертва насилия «сама виновата». Ничто не может служить оправданием для насилия.
Не ищите оправданий для насильника. Какими бы ни были его проблемы, это не дает права на совершение насилия.
Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было. Последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство и неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
Не давайте ребенку опрометчивых обещаний («Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо»). Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).
Не реагируйте с ужасом, высказывая очевидный шок или отвращение. Сократите высказывания оценочного или осуждающего характера.
Не переносите свои чувства на жертву. Важно сказать ребенку, что услышанное вас обеспокоило, и что он поступил правильно, поделившись с вами.
Рекомендации родителям
Научите детей не знакомиться на улице с посторонними людьми.
Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон.
Ваш ребенок должен знать, что входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер, водопроводчик.
Самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, является фраза, что мама и папа заняты. Не следует говорить звонящему, что родителей нет дома. Так же ребенку следует вести себя в случае, если в тот момент, когда он остался дома один, кто-то звонит в дверь.
Поместите рядом с телефонным аппаратом номера ваших телефонов и телефонов экстренных служб (внесите телефонные номера в базу данных телефона).
Ребенок должен знать, кому из друзей и соседей он может позвонить в отсутствие родителей, если он окажется в критической ситуации, испугается.
Выучите с ребенком ваши телефонные номера.
Научите ребенка говорить «нет» любому взрослому, вызывающему у ребенка чувство опасности.
Научите ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» («Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
Придумайте вместе с ребенком «пароль безопасности» – легко запоминающееся кодовое слово, которое он сможет использовать в качестве сигнала в ситуации опасности.
Научите ребенка никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если тот не знает «пароль безопасности».
Не позволяйте детям гулять в непредназначенных для этого местах (на свалках, стройках и др.).
Не позволяйте детям далеко уходить от дома.
Не отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения хорошо знакомого вам взрослого человека.
Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада, школы, учреждения дополнительного образования. Если ребенка забирает кто-то другой, предупредите об этом воспитателя или учителя заранее.
Убедите ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.
Не позволяйте детям подбирать предметы и игрушки на улице или брать их у чужих людей. Также не разрешайте принимать от незнакомцев сладости.
Если ваш ребенок регулярно ходит в определенные места (в школу, магазин, кружок и др.), определите с ним наиболее безопасный маршрут.
Даже если вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребенка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.
Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих территории района, где вы живете, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем должны быть две калитки, чтобы у ребенка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
Не стесняйтесь знакомиться с родителями друзей и знакомых вашего ребенка. Это следует делать всегда. Обменяйтесь с ними номерами телефонов. Держите эти номера и номера ближайшего отделения милиции под рукой.
Если ребенок еще мал, но у него есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов и записей. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер вашего ребенка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребенка. Заблокируйте ненужные приложения.
Если ребенок сообщил вам, что он записался в учреждение дополнительного образования детей и взрослых (клуб по интересам, кружок, спортивную секцию и др.), не поленитесь его посетить. Поинтересуйтесь, кто руководит учреждением, кто следит за порядком, графиком работы, наличием соответствующих лицензий. Внимательно осмотрите учреждение. Помните, что если оно вам не нравится, вы имеете право запретить ребенку его посещать и потребовать от охраны заведения не пускать его туда.
Если вы отдаете ребенка в учреждение дополнительного образования, не стесняйтесь поинтересоваться у руководителя, кто конкретно будет работать с детьми. Говорите с ребенком о его педагогах. Если ребенок не сможет внятно описать отношение к педагогу или вообще не хочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопрос с родителями других детей, посещающих кружок.
Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.
Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.
При этом нельзя:
– прививать ребенку страх перед сексуальностью;
– вести себя так, чтобы ребенок начал бояться взрослых, видя в каждом из них потенциальную опасность.
Помните: интересы ребенка важнее всего!